История железных дорог, как средства сообщения, неотделима от истории страны, потому не удивительно, что памятники железнодорожным машинам являются также и историческими реликвиями, подчас неотделимыми от героических страниц прошлого. Постоянный интерес вызывают памятники-паровозы, установленные на вечные стоянки, которых в нашем городе несколько.
Памятники паравозам в Харькове. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
В 20-е годы была широко популярна песня «Наш паровоз, вперед лети!», поскольку в ту историческую эпоху не что иное, как паровоз стал символом растущего и укрепляющегося экономического превосходства молодой Советской Республики. В первые пятилетки паровозы доставляли добровольцев и строителей к местам строек века: на Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. В те годы началось движение стахановцев – и причем с паровоза Эу 684-37, на котором устанавливал рекорды скорости машинист П.Кривонос.
В трудное время Великой Отечественной войны локомотивы и паровозы, также как танки и пушки, трудились, приближая день Победы. Опасными огненными дорогами войны они доставляли войска, припасы и боевую технику на линию фронта.
Интересно, что на историческую Потсдамскую конференцию в освобожденном Берлине советская делегация приехала на поезде, управляемым историческим паровозом СО17-1613, славно «трудившемся» в годы войны.
Не менее усердно «трудились» паровозы и в период послевоенного восстановления страны и её народного хозяйства. Однако время идёт вперёд — и уже около тридцати лет на Харьковщине перестали использовать паровозы в качестве основного подвижного и тягового состава, но, к счастью, некоторые из них сохранились для потомков как технические памятники и исторические реликвии. Своим неповторимым силуэтом, так отличающимся от современных локомотивов, они неизменно привлекают к себе внимание, пробуждая память о прошлом. Поэтому установка таких памятников играет немаловажную роль в деле патриотического воспитания молодёжи.
В настоящее время в Харькове и ближайшем пригороде установлено 5 памятников-паровозов. Изначально их было 6, но паровоз, установленный в парке «Юность» ввиду его аварийного состояния был несколько лет назад окончательно демонтирован и сдан на металлолом.
Итак, на сегодняшний момент сохранились следующие паровозы-памятники:
- На станции Харьков-Пассажирский – паровоз ФД20.
- В депо станции Основа – паровозы СО17, 9П и парогенератор Эр.
- В депо станции Октябрь – паровоз Эу.
Несколько слов об истории локомотовов ФД («Феликс Дзержинский»)
Эта серия — визитка советского паровозостроения 1930-х годов, самые первые мощные грузовые локомотивы своего времени. Они был созданы для доставки материалов к местам строек века. Брали на работу на эти локомотивы только лучших из лучших. Всего произвели около 3200 локомотивов этой серии.
Локомотив ФД-20. Памятник в Харькове. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
В них воплощены три главные конструкторские идеи: максимальное использование имеющейся железнодорожной сети (без какой-либо её реконструкции), использование винтовой сцепки, увеличение скорости и веса товарных поездов. Конструкторский коллектив, ударно потрудившись, «выдал» чертежи инновационного паровоза в невиданный в практике локомотивостроения срок — через 100 рабочих дней после получения заказа. В сборке первого локомотива этой серии участвовали три машиностроительных завода: Ижорский, Коломенский и Сормовский.
Паровозы серии ФД20 были самыми распространенными и надежными товарными паровозами вплоть до того времени, пока им не пришли на смену более рентабельные в народном хозяйстве электровозы. Недалеко от станции Харьков-Пассажирский, ближе к Новоселовке, установлен именно такой паровоз-памятник ратному и трудовому подвигу железнодорожников Южной магистрали в мирное время и в годы Великой отечественной войны. Постамент памятника украшает надпись: «СЛАВА ТРУЖЕНИКАМ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ».
Локомотив ФД-20 — Слава труженикам стальных магистралей. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
К столетию с начала строительства станции Основа вдоль первой платформе вокзала были установлены три типа тягового подвижного состава, символизирующие собой разные этапы жизненного пути станции: рельсовый автобус, тепловоз ТЭП70-0068 и паровоз Эр-774-40.
Станция Основа.Памятник ЕР 744-40. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
Станция Основа. Памятник 9П-749. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
В депо Октябрь установлен паровоз Эу 677-49. Укреплённая на памятнике мемориальная дощечка гласит: «Паровоз Эу 677-49 установлен на вечную стоянку в день 30-летия победы, в честь военных железнодорожников, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками в составе колонны особого резерва НКПС.»
Паровоз Эу 677-49. Депо Октябрь. Фото кликабельное. Автор — Алексей Курбетьев
Локомотивы-памятники — это разновидность технических памятников, натурные образцы настоящих локомотивов, представляющие историческую, а также техническую ценность.
К сожалению, они, в силу того что находятся на открытой местности, подвержены разрушительному действию времени, поэтому не стоит откладывать экскурсию к этим уникальным свидетельствам достижений советской инженерной мысли!
Источник: uafacts.com